Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Хватка некрофильствующей власти

Телекритик

Накануне 140-летия со дня рождения Ленина его уже почти забытое имя вновь замелькало на ТВ. Точнее сказать так: верховным криминальным авторитетом заинтересовался специализирующийся на криминалитете канал НТВ. Здесь вновь принялись перетирать тему «Выносить Ленина из Мавзолея или не выносить?», давно причисленную к коллекции вечных русских вопросов: что делать? кто виноват? куда нам плыть?

Тему сколь шумно, столь и беcтолково обсуждали правнуки вечно живого вождя, часть которых, судя по опросам, представления не имела о том, кто он такой (версии звучали самые экзотичные — от писателя XVIII века до художника и коллеги Гитлера). И только один правнук, не идейный, а натуральный, точно знал, о ком речь. Это Виктор Файтельберг-Бланк, симпатичнейший уролог из Одессы. По мере того как он рассказывал о родственной связи с Владимиром Ильичем посредством своей и его мамы, мрачнела коммунистка Нина Останина. Фамилия уролога явно произвела на нее неприятное впечатление. Вероятно, именно с таким выражением лица (смесь брезгливости и страха), как свидетельствуют дневники Вырубовой, произносил Николай Второй слово «интеллигенция». Впрочем, не пикантных деталей ради я затеяла эту колонку. В программе был показан документальный фильм Павла Лобкова «Мавзолей», к сожалению, не весь, а фрагментами. На мой вкус, это лучшее, что было создано на ТВ о тех глубинных, даже ментальных противоречиях, которые мертвым грузом цепляют нас к прошлому, не позволяя двигаться вперед.

Один пласт картины — современный — деловит и физиологичен: журналист ведет репортаж из преисподней, где какой-то алхимической жизнью существуют мощи Ленина. Другой — историко-архивный. Он позволяет увидеть, как внешнее, ритуально-сакраментальное поклонение усопшему со временем обретает черты зрелого идиотизма. А на перекрестках сегодняшнего и вчерашнего возникает абсурд. Зловещий и отвратительный, он властно затягивает в свой омут с зелеными водяными.

Нет, наверное, ничего реальней тоталитарного бреда. В 1924-м едва ли не все газеты распубликовали рецепт, как тленья убежать вождю. А вскоре объявили сей рецепт величайшей державной тайной. Восхищались магией главного трупохранителя страны Збарского, потом его же с головой выдали лубянским мастерам заплечных дел. Берегли мертвеца (что и нынче влетает в копеечку — полтора миллиона долларов ежегодно) и убивали живых, не считаясь с убылью свинца. Отдали мертвецу Красную площадь, убитым не давали и красный угол.

Лобков эпидермой чувствует невнятную субстанцию отечественного абсурда. С помощью виртуозного монтажа, великолепно отжатого текста, тончайшей иронии он рисует время, отмеченное движеньем коллективного безумия. Примеры множат приметы. Вот, скажем, отец и сын Збарские, беззаветно преданные режиму. И безответно режимом устраненные. Они, прислуживая трупу, от трупа и кормились. И ничего так не боялись, как плесени на том, что не имеет плоти… А вот сын архитектора Мельникова, создавшего первый проект ленинского саркофага. Как вдохновенно престарелый сын открывает нам глобальный замысел отца: тот внутренним оком вместо вождя видел Спящую Красавицу. То есть архитектор грезил о сказочной диве, имеющей вторичные половые признаки — бородку и усы… А вот и легендарный Клим Ворошилов. Он словно скачет по звонкой брусчатке на розовом коне, заливаясь соловьем: «В Мавзолее всегда должна царить прохлада майского утра…»

Самое страшное в фильме — скупая картина трудовых мавзолейных будней. Тело погружают в раствор, переодевают, моют. А по соседству лежит ничейный дедушка. Он имел счастье умереть на вокзале в 1949-м — на нем и опробовали новинки в деле бальзамирования. Наш абсурд имеет вид иллюзорной материальности, каковая сопряжена с иллюзией духовности. И все это воплощено в крошечной мумии — ее на протяжение фильма возят туда-сюда в металлической тележке. Главная нота «Мавзолея» — скрежет этой тележки, заунывно-однообразный, неотступный, тревожный. Так, должно быть, звучала бы сама «новейшая история», переложенная на музыку.

Правнукам Ленина, которым дедушка, как и вся новейшая история, крайне не интересен, необходимо по медицинским показаниям как минимум раз в год демонстрировать фильм «Мавзолей». Там истоки большевистского синдрома, чьи всполохи мы ощущаем и сегодня. Некрофильствующая советская власть крепко держит нас за фалды. Ее главный творческий метод, к которому очень подходит определение Эрика Фромма (сказанное, правда, по другому случаю) — «дар упрощенного толкования», чрезвычайно востребован и сегодня. Можно, конечно, стебаться над Лениным, как это делают энтэвэшники, устраивая вождю ребрендинг. Но самый юный из энтэвэшников, Борис Корчевников, горячо и взволнованно старался докричаться до правнуков: смеясь, мы можем не заметить приход нового Ленина. Правнуки равнодушно пожимали плечами. И только Новодворская с Прохановым привычно собачились, оперируя аргументами двадцатилетней давности.

Новости и материалы
В Харьковской области произошел взрыв
Маркетолог рассказал о лайфхаках, как избежать неудачи при распродажах
В Курской области объявили опасность атаки БПЛА
Бухарест обсуждает возможность передачи Киеву системы Patriot
ЕС может ввести новые ограничения против российских СМИ
РАН извинилась за недопуск ученой на собрание
Китайский Haopin анонсировал купеобразный седан в стиле Tesla
В зоне СВО замечено новейшее российское оружие
В США могут вторгнуться суперсвиньи
В 100 тыс. Toyota и Lexus обнаружена опасная неисправность
Политолог заявил, что Западу теперь стало проще избавиться от президента Украины
Совместное предприятие Geely и Baidu выпустило кроссовер с запасом хода 720 км
Сийярто объяснил, почему политики в ЕС не признают провал по Украине
ВСУ обстреляли Макеевку из HIMARS
Глава МИД Венгрии назвал покушение на Фицо результатом кампании ненависти в Словакии
Венгрия не определилась по поводу участия в саммите по Украине
Семак назвал завершившийся сезон самым сложным в карьере
Улицы российского города ушли под воду из-за ливней
Все новости