Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Я уеду бить в Лондон

Приговор Михаилу Косенко выявил стилистические разногласия в наказании британских и российских мятежников

Судя по первым итогам «болотного дела», попытка российских властей применить мировой опыт в суде над «несогласными» не удалась. Наша судебная система пока не смотрит дальше Москвы.

Замоскворецкий суд Москвы признал виновным в участии в массовых беспорядках и применении насилия по отношению к органам власти Михаила Косенко. Ранее психиатрическая экспертиза признала Косенко, инвалида второй группы из-за полученной в армии контузии, невменяемым, и теперь заключенный будет отправлен на принудительное лечение в стационарное учреждение общего режима. В зависимости от мнения врачей он может провести там от полугода до всей жизни. Сам Косенко в своем заключительном слове, которое меньше всего напоминало речь сумасшедшего, высказал опасение, что его будут лечить сильнодействующими препаратами. Однако правозащитники надеются, что из-за повышенного внимания прессы и свободного доступа к осужденному к нему не будут применять сильнодействующих препаратов.

Если о каком-либо из последних громких судебных процессов и можно говорить исключительно как о политическом, то это о «болотном деле»: Ходорковский — олигарх-мошенник, и «политика тут ни при чем»; Навальному можно припомнить работу советником губернатора и «Кировлес», и политика здесь, опять же, будет ни при чем. Даже Pussy Riot хулиганили и оскорбили верующих, какая тут политика. Но дело о «марше миллионов» накануне инаугурации Владимира Путина на третий срок не привяжешь ни к мошенничеству, ни к уклонению от налогов. А значит, и ход процесса, и любое решение по делу, и дальнейшая его общественная интерпретация будут иметь значение исключительно политическое.

Кто посоветовал Владимиру Путину сравнивать беспорядки на Болотной площади в 2012 году с лондонскими беспорядками в 2011-м, неизвестно, но мантра «надо как в Лондоне» стала основной в выступлениях российских чиновников, когда их просили прокомментировать суд над «узниками Болотной».

«Мы не должны пренебрегать уроками наших соседей, вспомните, что происходило в Лондоне! Машины переворачивали, потом их долго искали по записям с камер. Ни у кого не должно быть иллюзии, что такое поведение возможно. Если люди ведут себя и выражают свое мнение таким образом, что они нарушают права и интересы других граждан, нарушают закон, призывают к избиению сотрудников полиции, то должна быть соответствующая реакция государства», — сказал недавно и сам Владимир Путин, выступая на Валдайском форуме.

Разница не только в несоизмеримости преступлений: в ходе беспорядков в Лондоне погибли пять человек, пострадало несколько десятков полицейских, были разбиты витрины и перевернуты автомобили, по обвинению в участии в беспорядках арестовано около двух тысяч человек. Участники митинга на Болотной не поджигали автомобили и не били витрины, а осужденный сегодня Косенко — единственный из фигурантов «болотного дела», которого обвиняют в применении насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти, все остальные проходят по организации и призыву к массовым беспорядкам или применении насилия, не опасного для жизни и здоровья.

Разница и не в самом процессе: никто из пострадавших якобы от рук Косенко омоновцев точно его не опознал. Разница в стилистике наказания: в среднем лондонские осужденные получили по полтора года заключения, самый тяжелый приговор составил два года. Британцы озаботились проблемой возможного перегруза тюрем и начали обсуждать возможность смягчения приговоров. Правда, стоит признать, и в России возможность амнистии по «болотному делу» публично не исключают.

Требуемые российской прокуратурой сроки более суровы, и не исключено, что суд удовлетворит все запросы.

Приговор же Косенко, психиатрическую экспертизу которого пытается оспорить защита, а представители независимых психиатрических сообществ называют «притянутой за уши», теперь и вовсе сравнивают с «карательной психиатрией» СССР. Даже произнесенный в суде диагноз отсылает к концепции академика Снежневского.

Если раньше с британским правосудием и лондонскими беспорядками «болотное дело» сравнивали лишь президент и его окружение, то сейчас для большинства наблюдателей эта аналогия станет совсем неочевидна: может быть, и хотели как в Лондоне, но получилось слегка как в СССР, да и сама концепция «опоры на западный опыт» теперь несколько хромает.

Новости и материалы
В МВД РФ придумали новое наказание для водителей за сокрытие госномеров
В Москве школьник попал в больницу после столкновения с мужчиной на электросамокате
В США заявили, что Трамп не сможет договориться с Россией
Годовалый ребенок пострадал, катаясь на карусели во дворе дома в Южно-Сахалинске
Стало известно о проблемах украинцев при поиске работы в Британии
Мартышку, искусавшую троих людей в Хабаровском крае, поймали
Огнеборцы локализовали пожар на овощебазе в Краснодарском крае
Подросток украл у родителей дорогие часы и драгоценности из-за угроз мошенников
Косметолог перечислила главные ошибки в борьбе с черными точками
На Сахалине пожар охватил более 40 дачных домов
ВСУ атаковали аэродром в Краснодарском крае
Тульские десантники уничтожили пехоту ВСУ в зоне СВО
Система ПВО уничтожила беспилотник ВСУ в Белгородской области
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса Зеленского
Российские школьники рассказали, как чувствуют себя перед ЕГЭ
Москвичам пообещали теплую погоду 19 мая
Российская авиация поразила неуправляемыми ракетами позиции ВСУ
Дроны ВСУ атаковали Краснодарский край, один упал на территории НПЗ
Все новости