Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Инопланетяне здесь, я вам точно говорю»

Федор Бондарчук рассказал «Газете.Ru» о новом фильме «Притяжение» и любви к русскому хип-хопу

Федор Бондарчук рассказал «Газете.Ru» о своем новом фильме «Притяжение», секретах русского блокбастера и интересе к русскому рэпу, а также порассуждал о том, почему в России не принято поддерживать своих.

26 января в российский прокат выйдет «Притяжение» — четвертый режиссерский фильм Федора Бондарчука, фантастический триллер, завязкой которого является падение НЛО на чертановские многоэтажки. Детали проекта до сих пор держатся в строжайшем секрете, но по случаю премьеры финального трейлера картины Федор Сергеевич побеседовал с «Газетой.Ru».

— Скажите, вы вообще легко на фантастический фильм решились?

— Я уже это несколько раз говорил и не устаю повторять: для меня «Притяжение» — это кино не про инопланетян, а про людей, про нас с вами, про встречу с «другими». Меня мало занимает, сколько у инопланетянина голов — две или три. С другой стороны, мне дико нравятся новые технологии, я люблю придумывать миры, мне интересно заглядывать в будущее. На меня огромное впечатление произвел фильм про подготовительный период «Интерстеллара», про то, как Кристофер Нолан мечтал придумать историю из науки о применении относительности и квантовой гравитации, а астрофизик Кип Торн хотел превратить науку в историю. По-моему, эта документальная картина не менее увлекательна, чем сам «Интерстеллар».

«Марсианин» Ридли Скотта — кино о торжестве образования и просвещения.

Плюс во мне, видимо, до сих пор отзываются десять лет художественной школы — меня будоражит все, что связано с дизайном.

Инопланетную цивилизацию мы придумывали, отталкиваясь от архитектурных проектов Захи Хадид.

Я нахожусь в постоянном исследовании визуальных новшеств. Плюс фантастику я люблю с детства — Азимов, Лем и Брэдбери, Стругацкие и Кир Булычев, Эдгар По… По — это не фантастика, конечно, но тоже взгляд вовне. Главное, чтобы внутри всей этой красоты все-таки был человек, характер.

Тут мы возвращаемся к «Притяжению», в котором для меня была важна именно человеческая составляющая, отношения, их трансформация. Вот, допустим, герой, которого сыграл Саша Петров… Он хороший, правильный парень — лидер, но

с ним по ходу развития событий происходят серьезные метаморфозы, мутации, которые я часто вижу вокруг себя — с деятелями культуры, например.

А еще очень интересно, как меняется мир под влиянием цифровых технологий. Нам вот пришлось десять минут из картины вырезать, потому что в Китае запрещена демонстрация объединения людей через интернет. Сериал «Мистер Робот» — во многом про это тоже. Смотрели?

— Конечно.

— Волшебный сериал, я совершенно в него влюбился.

— Да, отличный.

— С другой стороны, «Роскосмос» объявил о пилотируемом полете на Луну в 2029 году, а тысячи человек мечтают стать добровольцами в программе SpaceX и полететь на Марс — с билетом в одну сторону. У меня есть товарищ, у которого на рабочем месте висят портреты Гагарина и Нила Армстронга. Так вот я у него спросил:

«Серега, ты на Луну-то собираешься лететь?»

Он ответил, что это его мечта и даже без обратного билета полетит не раздумывая. Что в основе этого решения? Желание познания, наверное. Немного детское, но у меня оно тоже есть, и я им очень в себе дорожу.

— По-моему, оно не то чтобы исключительно детское…

— Так и есть! Не зря же люди вырастают, но остаются фанатами тех же Азимова, Брэдбери. Это не про инфантилизм, а про желание менять мир. Я, признаюсь, страшно зависим от всевозможных гаджетов.

Меня очень занимают сегодняшние эксперименты с VR-кино.

Или опыт Питера Джексона со скоростью 48 кадров в секунду, или идея интерактивного кино.

— А какие у вас вообще любимые фантастические фильмы?

— «Бегущий по лезвию бритвы». Мир, придуманный Ридли Скоттом, и гениальная финальная сцена с Рутгером Хауэром, где ты не понимаешь, где грань человека и робота. Конечно, это «Гаттака» — совершенно противоположная история по отношению к фильму Скотта. Очень минималистичная картина, в которой формально фантастику выдают только костюмы и выхлопы топлива взлетающих шаттлов. «Дюна» Дэвида Линча, которая провалилась в прокате, а потом стала предметом абсолютного культа.

— Причем она же до сих пор отлично смотрится.

— Да! А какая там работа с артистами. Макс фон Сюдов, Стинг, например, выглядит диковато для тех времен и при этом невероятно эффектно. С другой стороны, еще один провалившийся в прокате «Запрещенный прием» Зака Снайдера. Он там заложил совершенно новые концепты монтажа, музыки, стандартов изображения и вообще подхода — кино потрясающей свободы.

— Я перед нашим разговором сообразил, что научной фантастики в кино вообще стало очень мало. Либо комиксы, либо фильмы типа «Интерстеллара» и «Марсианина», которые говорят о том, что вполне может случиться в самом ближайшем будущем. Вы, когда делали «Притяжение», думали о том, что события фильма вполне могут воплотиться в реальности?

— Если убрать инопланетное вторжение, то да, конечно.

Значительную часть фильма «Притяжение» можно было бы при желании смонтировать из хроники теленовостей.

— В прибытие инопланетян не верите?

— Да они здесь уже (смеется), я вам точно говорю. Мне кажется, что они и не позволят нам в итоге разрушить Землю.

— А почему вообще фантастики стало так мало?

— Может быть, смелости и свободы не хватает… То есть это, конечно, сложно. Но скажу со всей уверенностью,

сделать падение НЛО на Чертаново не сильно сложнее — а где-то, может, и проще, — чем графику «Сталинграда».

То есть технологией мы не ограничены, речь идет скорее о внутренней смелости заглянуть в будущее или хотя бы попробовать его увидеть и разгадать. Это тоже не так просто — надо представить систему координат для героев, которые будут жить через 20 или 50 лет. Мир меняется на глазах с дикой скоростью, и предугадать что-то сложно. Но можно предостеречь –

как Стругацкие, которые много лет назад в «Трудно быть богом» написали, как за серыми рано или поздно приходят черные…

— То есть «Притяжение» — это фильм-предостережение?

— Да, безусловно. Я показывал картину моим ровесникам, они сказали, что обязательно покажут ее детям. Им будет полезно, мне кажется. Хочется, чтобы юные зрители после фильма задумались о терпимости, прощении, о том, что надо слушать и слышать не только себя, но и мир вокруг, если встретят на улице кого-то непохожего на них, другого. Про взаимоотношения родителей и детей важная для меня часть картины.

— Да, это интересная линия, но она вышла несколько отрывистой, по-моему. Время от времени кажется, что вы снимали сериал, а потом его упаковали в два часа.

— Первая монтажная сборка у нас была три часа, она была гораздо полнее. Я все время в связи с этим вспоминаю «9 роту» — жалко, что у меня не осталось всего материала, очень хотелось бы сделать режиссерскую версию на три часа пятнадцать минут. Надеюсь, что с «Притяжением» это получится.

— Расскажите теперь чуть подробнее о том, как вы придумали мир, в котором живут ваши инопланетяне?

— Мы решили, что это водная цивилизация — вода для них источник энергии. Дальше пошли от простого — посмотрели на молекулу воды, она оказалась не очень интересной, просто круглая. Дальше включились ребята из Main Road Post…

— Это что?

— А это компания моего друга Джаника Файзиева, возглавляемая Арманом Яхиным, которая делала нам графику в «Сталинграде» и после этого со своим «шоурилом» вошла в сто лучших компаний мира. Смешно, кстати, было наблюдать за русскими и иностранными комментариями под первым трейлером. Наши многие стали писать: «Ну, графика подкачала, конечно, это вам не Industrial Light and Magic». А потом пришел парень какой-то и пишет: «Отлично у вас все с графикой, я сам из Industrial Light and Magic».

Это такая типичная ситуация — мы своих не поддерживаем…

В общем, мы в итоге придумали этот корабль, я такого дизайна не видел. И мы точно знаем, зачем ему эти кольца, почему он так выглядит… Я думаю, что мы про это расскажем в продолжении.

— То есть вы уже сиквел планируете?

— Я очень надеюсь на прокат, но да, мне не хочется расставаться с этим миром, и я знаю, с чем я могу туда вернуться, мы уже придумали в общих чертах второе «Притяжение». Я, может быть, не буду сам его ставить, спродюсирую. Хотя, конечно, руки чешутся — мне так нравится жить в этом мире.

— То есть вы фактически придумали собственный «Аватар».

— Это громко сказано. Но, наверное, да (смеется).

— И это тоже такая экофантастика выходит, как и у Кэмерона?

— Отличное определение! Очень удачное, именно так и есть. И мне кажется, это дико актуальное направление.

— Вы несколько минут назад сказали, что мы не привыкли своих поддерживать. Как вам кажется, почему?

— Тут есть несколько причин, по-моему. Во-первых, конечно, то, что у нас значительная часть кино снимается на государственные деньги. То есть любой провал ругают за то, что его снимают за наши деньги. Хотя Минкульт и Фонд кино сейчас куда более прозрачные и открытые организации, чем даже несколько лет назад. Там проводятся питчинги, ищут молодых, талантливых… С другой стороны, у нас вообще не принято признавать успех.

— Ну почему, вот Жору Крыжовникова народ очень полюбил.

— Да ну что вы, даже его ругают. Про себя я вообще не говорю –

мне скоро 50 лет, а я, мол, все еще именем отца пользуюсь.

И все рекорды «Сталинграда», видимо, тоже благодаря отцу. Поди пойми… Это, наверное, пошло с несправедливой приватизации — отношение к деньгам в нашей стране и их распределению всегда негативное. Мне кажется так, я могу заблуждаться.

— При этом вам же предлагали делать «Одиссея» в Голливуде, почему вы отказались?

— У меня был подписан контракт на «Одиссея» в Warner Bros., но это совпало с кризисом… Понимаете, студия Art Pictures — это мое дело на протяжении 25 лет, здесь много всего — кино, телевизионное производство.

Я здесь живу, получаю удовольствие от общения с теми, кто здесь работает.

Я не мог это все бросить на полтора года — на расстоянии управлять невозможно. А уже через два месяца у меня появился сценарий «Притяжения».

— Все-таки, если бы в России были для этого условия, вы бы сделали из «Притяжения» сериал?

— Эту картину мне, конечно, дико жалко было бы отдавать на телевизионный экран. «Притяжение» просто необходимо смотреть в кино, лучше в IMAX!

— А трехчасовую версию точно не будете выпускать в кино? Боитесь?

— Боюсь! Честно говорю! Я помню эти разговоры в 2003–2004 годах, когда мы доделывали «9 роту»: «Два пятнадцать?! Ты с ума сошел?!» Тогда такой хронометраж был редкостью. Сейчас это нормально, но я все равно перестраховываюсь. Плюс для нас очень важна китайская территория — они очень дорожат своим зрителем, там надо не больше 110 минут.

— Какие-то еще есть ограничения, которые приходится иметь в виду?

— Нет, если вы говорите про внутреннюю или внешнюю цензуру, то ее в моем случае нет. Зрителю нужно кино эмоционального подключения.

Такой фильм очень трудно сделать документально правдиво —

даже одна деталь может выключить человека из сопереживания. Мне кажется, я знаю секреты того, как делается большое мейнстримовое кино.

— У вас в картине постоянно основные мысли проговариваются прямым текстом. Как будто вы боитесь, что вас не поймут.

— Боюсь, да. Хотя современный зритель, особенно молодой, такой умный, вы себе даже не представляете.

— Кстати, про молодых. У вас в фильме звучат треки «Грибов», Скриптонита — вы специально для фильма как-то интересовались, что подростки слушают?

— Тут я вообще главный специалист.

— По русскому рэпу?

— Да. Меня это жутко торкает.

Мне нравятся тексты, нравится, как звучит музыка, нравятся клипы.

Мне вообще дико интересно всегда было то, что происходит вокруг, то, чем живет молодежь. Началось все с того, что я впервые посмотрел «На игле» Дэнни Бойла, перемотал кассету и сказал: «Зараза, ты снял мое кино». Возвращаясь к рэперам, мне, когда я их вижу и слышу, жить хочется, очень интересно.

— Вы же «Притяжение» снимали как раз для фанатов нового русского рэпа. Какие они, по-вашему? Как вы к ним относитесь?

— Они очень хорошие. Чем младше — тем лучше. Там происходит какое-то разделение после 20 лет: возникает какая-то агрессия, становится больше пуританства, консерваторства.

12–18, умные, свободные, легкие, все понимающие, принимающие мир, относящиеся к нему философски.

Это как раз моя аудитория, я для них снимал «Притяжение».

— Вы все время говорите, что делаете кино для зрителя. А что-то только для себя снять не хочется?

— Почему же не хочется? Хочется. Для себя я короткометражку «Плов» снял, видели?

— Нет, к сожалению.

— Забейте просто в YouТube «плов Бондарчук» и посмотрите. В «Притяжении», конечно, тоже много от меня самого, но хочется, чтобы твое «для себя» разделяло несколько больше двух человек.

Новости и материалы
Названа языковая ловушка для манипулирования людьми
Стал известен фаворит суперфинала Кубка России
Стали известны подробности обстрела Шебекино со стороны ВСУ
Солисты ABBA получили рыцарские титулы от короля Швеции
Экс-глава Югры станет работать в Совете Федерации
Вот что сделает Apple c iPad mini, чтобы новая модель стала лучше
В Саратовской области семилетний мальчик пострадал после падения ворот во дворе
На Алтае водитель переехал двух пешеходов, уснув за рулем
Китай выступает против «маленьких кружков», направленные на третьи страны
Жена Канье Уэста показала грудь на публике
Экс-президент Ирана зарегистрировался для участия в президентских выборах
Названы популярные категории опасных сайтов, которые посещают школьники
ВСУ выпустили ракету по Макеевке
Софи Тернер заметили с кольцом после скандального развода с Джо Джонасом
Мужчина избил ребенка за то, что тот врезался в него на самокате
Три человека пострадали при атаке коптера ВСУ в Курской области
Пелагея опубликовала видео плачущей из-за отца дочери
Россиянам рассказали, в каком молоке больше всего жира
Гастроэнтеролог Утюмова: оленье молоко – рекордсмен по содержанию жира
Все новости