Революция обезьян

Открытая год назад обезьяна не вписалась в известные рода приматов

ДНК-анализ обнаруженной в прошлом году в Танзании обезьяны заставил биологов перетрясти родовое древо приматов. Оказалось, что аналогов ей среди известных ученым обезьян нет, поэтому пришлось выделить для нее отдельный род. Последний раз подобное событие произошло в мире приматов 83 года назад.

Исследовав недавно обнаруженную в Танзании обезьяну, ученые решили выделить ее даже не в отдельный вид, а в новый род. Последний раз такое случалось 83 года назад.

Новый род в любой группе млекопитающих всегда большое событие, среди хорошо изученных приматов в особенности.

Детальное описание обезьяны появится 2 июня в Science, онлайн — вышло уже сегодня в Science Express.

Впервые об обезьянке заговорили прошлым летом, когда в августе один фермер нашел в поставленной им западне мертвое животное. Оно походило по описанию на уже встречавшегося в природе, но не описанного примата. По фотографиям и полевым наблюдениям обезьяну классифицировали как новый вид кипанджи (kipunji) в роду Lophocebus, который включает в себя еще три вида мангобеев. Биологи также указали, что ее внешний вид и поведение отличаются от известных видов.

Пойманный фермером экземпляр отослали в Полевой музей естественной истории в Чикаго, а оттуда образцы тканей направили на Аляску, где в лаборатории университета Фэрбенкса генетики провели анализ ДНК. В итоге биологи пришли к выводу, что кипанджи теснее связана с некоторыми видами бабуинов рода Papio, чем с мангобеями. Однако анатомически она отличается и от бабуинов, а потому должна быть выделена в собственный род. Назвать род предложено Rungwecebus — слово восходит к названию местности Mt. Rungwe, где впервые была замечена обезьяна. Теперь ее полное название звучит как Rungwecebus kipunji.

В январе 2006 года Общество охраны дикой природы (Wildlife Conservation Society) делегировало в леса Танзании международную экспедицию под руководством Тима Дэвенпорта, чтобы больше разузнать про загадочного примата.

Как оказалось, кипанджи ведет древесный образ жизни и крайне редко спускается на землю.

В кроне деревьев она почти незаметна, что вкупе с изолированностью ее родных мест, вероятно, и помогало ей скрываться до сих пор.

Рост обезьяны около 38 см (до 90 см с хвостом), вес — примерно 4 кг. Цвет меха варьируется от неяркого серо-коричневого на спине до грязно-белого на животе, кончик пушистого хвоста — белый. Черная мордочка также обрамлена длинной светлой шерстью, на макушке можно даже разглядеть гребень из длинных волос.

Ареал обитания новой обезьяны, по имеющимся на данный момент сведениям, ограничивается двумя высокогорными малодоступными районами Танзании — лесом Rungwe-Livingstone на Южном высокогорье и лесом Ndundulu в горах Удзунгва.

По оценкам биологов, только что открытому примату уже угрожает опасность — охота и активная вырубка леса сокращают как численность самой популяции, так и среду ее обитания.

Сейчас ведется перепись кипанджи, но общее количество обезьян вряд ли превысит тысячу особей.

Обезьяны забираются на высоту до 8 тыс. футов (около 2,5 км). Рацион кипанджи состоит из листьев, веток, цветов, коры, фруктов, лишайников и беспозвоночных. Не брезгуют они и совершать набеги на зерновые плантации местных жителей, поэтому последние усиленно устраивают на них облавы и ставят ловушки. К отличительным особенностям взрослых кипанджи относятся громкие низкие крики, которыми они обмениваются. Исследователи описывают их как honk-bark, то есть, по-видимому, они напоминают сигнал автомобильного гудка.

Последний раз примата выносили в отдельный род в 1923 году. Черно-зеленую мартышку, или мартышку Аллена (Allenpithecus), обнаружили еще в 1907-м, но долгое время не могли договориться и не признавали самостоятельным родом.

В случае с кипанджи на помощь зоологам пришли генетики — без генетического анализа установить ее связь с бабуинами и опровергнуть родство с мангобеями едва ли удалось бы.

Анализ ДНК все чаще используется биологами — живущие в разных частях планеты организмы часто выглядят совершенно одинаково.

Лишь на уровне генов возможно установить существенные различия между ними и правильно их классифицировать. Так, на днях из Атлантики вернулся научно-исследовательский рейс, работавший в рамках Всеобщей переписи морского населения, цель которой — каталогизация океанической базы ДНК. Океанологи подняли на поверхность от 10 до 20 видов странных существ, неизвестных науке.