Генетическая кукушка

Открыты генетические маркеры старости

Возможно, генетикам удалось решить проблему старения живых организмов. Или, по крайней мере, сильно продлить срок жизни человека. Ученые обнаружили универсальные маркеры старости — группу генов, которые уменьшают свою активность в процессе старения у огромного числа живых организмов, от мух до человека.

Американским генетикам удалось обнаружить универсальные маркеры старости — группу генов, которые уменьшают свою активность в процессе старения у большого количества животных, от мух до человека. До сих пор исследователи изучали гены старения одного конкретного вида, обычно мух-дрозофил или лабораторных мышей, а также в различных человеческих тканях. Однако белок, связанный со старением, в одном виде совсем не обязательно не имеет отношения к процессам старения в другом виде. Поэтому до сих пор ученым не удавалось подобраться к универсальным процессам старения.

Команде Стюарта Кима из Стэнфордской университетской медицинской школы (Stanford University School of Medicine) удалось обнаружить группу генов, активность которых последовательно падает с возрастом у различных видов животных.

В своем исследовании Ким и его коллеги изучали активность генов в разном диапазоне возрастов у мушек-дрозофил и лабораторных мышей, а также в тканях мозга, почек и мышечной ткани 81 человека в возрасте от 20 до 80 лет. Генетикам удалось установить, что одна группа генов с возрастом последовательно производила меньше белка. Это оказались гены, получившие название «электронная транспортная цепь», производящие энергию в клеточной митохондрии.

Согласно работе Кима, которая опубликована в выпуске Public Library of Science-Genetics от 21 июля, эти генетические маркеры — «более точный индикатор возраста, чем дата рождения», по меткому выражению ученого. В процессе исследования им встретились 41-летний человек с активностью генов на уровне 50–60 лет и 64-летний с активностью 30-летнего мужчины.

По мнению ученых, их исследование может помочь как определять истинный, биологический возраст человека, так и бороться со старением. Как говорит Ким: «Раньше считалось, что неизбежны старость и налоги; как выяснилось, со старостью все не совсем так».

Генетические исследования за последние годы продвинулись очень далеко. Как выясняется, генетическая природа проявляется в самых неожиданных областях. Так, группа исследователей из Еврейского университета под руководством Ричарда Эбштейна обнаружила, что индивидуальные различия сексуального желания могут быть обусловлены генетически и вызываться теми или иными модификациями генов. Ученые идентифицировали пять таких вариаций.

Исследование первое в своем роде: впервые получены данные в пользу того, что изменения в последовательности ДНК влияют на силу влечения, возбуждение и половую функцию и обеспечивают разнообразие сексуального фенотипа человека.
Работа опубликована в онлайн-версии журнала Molecular Psychiatry, в ней также приняли участие ученые во главе с профессором Робертом Бельмейкером из Университета Бен-Гуриона в Негеве.

А группа бельгийских ученых выявила три гена, которые могут быть связаны с возникновением глухоты у работающих при сильном шуме людей. Помимо профессиональной эта проблема может коснуться и жителей больших городов: уровень шума городского транспорта давно превысил опасный порог. Открытие сделано командой исследователей из Антверпенского университета под руководством профессора Ги ван Кампа. Так что, возможно, у самого известного профессионального глухого Квазимодо также были генетические проблемы.