Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Оборотни в туниках

Страшилки существовали уже в Древнем Риме около 2 тысяч лет назад

Традиции ужастиков не новы: истории о призраках и оборотнях пришли к нам из античности. Еще во времена Древнего Рима Плиний-младший пересказывал их в почти современном виде, показывает исследование американских ученых.

«Хеллоуиномания», характерная для стран Запада, в постперестроечные годы захватила и Россию (в конце зимы на Масленицу в больших магазинах не увидишь такой предпраздничной суеты, как во второй половине октября). В ряде стран Европы и США ночь накануне Дня всех святых (1 ноября) прочно заняла позицию второго по масштабности празднования после Рождества. Однако история нечисти и страшилок, как показали исследования фольклора, имеет дохристианские корни:

ужастики были популярны уже две тысячи лет назад в Древней Греции и Риме.

Люди античности баловали себя ужасными историями о монстрах, привидениях, магах и восставших мертвецах, показало исследование сверхъестественного в фольклоре, проведенное профессором Массачусетского университета Дебби Фельтон. Профессор Фельтон занимается изучением классической мифологии и мотивами народного творчества в классической литературе. Свои последние исследования она опубликовала в работе «Призраки Греции и Рима: истории о привидениях классической античности». В ней собраны истории о привидениях и монстрах времен античности, многие из которых очень похожи на современные «сказки» о сверхъестественных явлениях.

«Мне кажется, эти римские истории замечательны: большая часть людей и не догадываются, что истории о привидениях и оборотнях почти не изменились за две тысячи лет. У удовольствия от страшилок и чувства страха много причин. Несомненно, у ужастиков есть расслабляющий эффект: такая история пугает ваш мозг, хотя на самом деле вам не угрожает никакая реально опасность. Однако более важно, что истории о привидениях и живых мертвецах отражают религиозные верования о необходимости правильного погребения и посмертной жизни души. Необходимость упокоения мертвых с миром и вера в жизнь после смерти обычна для людей во все эпохи, а

юмор историй о привидениях помогает людям смириться с ужасающей реальностью смерти», — считает Фельтон.

«Например, римский писатель Плиний-младший (прославившийся описанием извержения Везувия, из-за которого погибли Помпеи и Геркуланум — «Газета.Ru») рассказывает замечательную историю о доме привидений в Афинах. Это совершенно типичная история такого рода: ужасающее привидение старика наводит на людей страх, все покидают дом, он пребывает в запустении и разрушается. Наконец находится храбрец, который отважно проводит в доме целую ночь. Он не боится привидения и обнаруживает, что фантом хочет поговорить. Он следует за привидением, которое приводит его к потаенной могиле. Смелый юноша раскапывает кости, хоронит их с подобающими обычаями, и привидение исчезает. Сегодня, спустя 2 тысячи лет, истории о домах с привидениями не изменились, не правда ли?» — рассказывает она.

Еще одна «классическая» страшилка, пришедшая из античности в наши дни, — это история об оборотне, рассказанная римским писателем и сенатором Петронием Арбитром в его знаменитом «Сатириконе».

Мужчина направляется из Рима на виллу, чтобы навестить свою возлюбленную, в сопровождении солдата-охранника. Они останавливаются на отдых у кладбища вне городских ворот, солдат раздевается и превращается в волка, чем, конечно, пугает своего спутника. На вилле мужчина выясняет, что недавно волк напал на стадо овец и одному из слуг удалось его ранить, после чего зверь убежал. Вернувшись в Рим, мужчина обнаруживает, что его спутник-солдат находится на лечении у доктора: он ранен.

За прошедшие века история Петрония обросла деталями: например, перевоплощение в волков происходит при полной Луне.

Из классических трудов страшилки попали в готические произведения, оттуда в британскую литературу (в частности, рассказы Монтегю Родса Джеймса) и дошли до современных американских авторов (более других известен Стивен Кинг), считает Фельтон. Сейчас она редактирует и координирует составление раздела «Привидения» в подготавливающейся к публикации Ashgate Encyclopedia of Literary and Cinematic Monsters. Она собирает данные об упоминаниях привидений в литературе и кино со всего мира, включая Африку, страны Карибского бассейна, Японию, Юго-Восточную Азию и Южную Америку.

Загрузка